"Памяти жертвам Холокоста"
Сегодня в нашей школе прошло мероприятие "Памяти жертвам Холокоста"
“Увидеть, чтобы понять…”
памяти детей - жертв Холокоста посвящается
(гражданское и патриотическое направления в воспитании)
Обоснование.
В год 70 - летия Победы в Великой Отечественной войне мы не должны забывать о другой трагичной дате – 70- летии памяти жертв Холокоста. Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству.
Электронное сопровождение к классному часу “Увидеть, чтобы понять…” представлено в формате видеоприложения “Дети Холокоста”, творческой работы учащейся 10 класса. Видеоприложение выполнено в программе Photo Story 3 for Windows.
Конспект занятия.
Цели:
- усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире;
- формирование навыков критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений.
Задачи:
- учебный аспект
- ознакомление школьников с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста;
- развивающий аспект
- формирование толерантного сознания;
- формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;
- воспитательный аспект
- воспитание у учащихся понимания опасности ксенофобии, шовинизма, неонацизма, антисемитизма.
Ход занятия.
- Организационный момент. Введение в тему занятия. Вступительное слово учителя.
Каждый человек должен помнить эти даты: 22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года. Каждый человек должен знать эти цифры: 27 миллионов человек, погибших на полях сражений, умерших от голода, замученных в концлагерях; 1418 дней длилась Великая Отечественная война, отчёт времени тогда вели не годами, не месяцами, а, именно, днями. Каждый день - это битва за свою жизнь, за жизнь родных людей, за жизнь родной страны. Мы приближаемся к еще одной трагической дате в истории мирового человечества – 67 летию памяти жертв Холокоста, политической и военной системы фашистской Германии, нацеленной на массовое уничтожение людей, как взрослых, так и детей.
В ходе занятия мы познакомимся с видеосвидетельствами зверств фашистов в концлагерях, сквозь стены которых и колючую проволоку слышатся стенания и плач детей, обреченных на гибель в крематориях и газовых камерах.
2. Работа в группах.
Мозговой штурм. Этимология понятия Холокост.
Холокост по-гречески означает «огненная жертва».
Холокост - от англ. holocaust, др.-греч. λοκαύστος — «всесожжение» (Википедия)
Холокост (холокауст) (англ. holocaust, от греч. holokaustos - сожженный целиком), гибель значительной части еврейского населения Европы ( Большой энциклопедический словарь)
- Просмотр видеоряда “Дети Холокоста”.
Предварительный комментарий учителя.
Самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов были дети. Согласно нацистской идеологии, убийство детей из “нежелательных” или “опасных” групп, рассматривалось как часть “расовой борьбы”, а также как превентивная мера защиты. Немцы и их коллаборационисты уничтожали детей вследствие идеологических причин.
Таким образом, было убито 1.5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч цыган, немецких детей с физическими и умственными недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза. Еврейские и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет) имели шанс выжить в том случае, если они могли быть использованы как рабочая сила в принудительно-трудовых лагерях.
Их судьба может быть разделена на следующие категории:
1) дети, убитые по прибытии в лагеря смерти;
2) дети, уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах;
3) дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их;
4) дети, как правило, старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и как объекты для медицинских экспериментов.
После прибытия в лагерь уничтожения большую часть детей сразу посылали на смерть в газовые камеры. Нацисты не щадили детей и других национальностей. Примерами могут служить расправы над цыганскими детьми в концлагере Освенцим; от 5 000 до 7 000 детей – жертв программы “эвтаназии”; дети, погибшие в результате актов возмездия; расстрелянные вместе с родителями дети, жившие в сельских районах на оккупированной территории Советского Союза.
Руководство концлагерей использовало подростков, особенно еврейских, на принудительных работах, где из-за невыносимых условий они погибали.
В рамках кампании по “защите арийской крови” расовые эксперты СС отдавали приказы насильственно перевозить детей с оккупированных территорий Польши и Советского Союза в Германию для усыновления их расово подходящими немецкими семьями. Хотя это решение имело “расово-научную” базу, зачастую светлые волосы, голубые глаза или красивое лицо были достаточным основанием для “благоприятной возможности” “германизироваться”.
4. Обсуждение фильма.
Примерные вопросы:
1.Что побуждало нацистов непрерывно совершенствовать технологию массовых убийств заключенных, в том числе и детей?
2.Для чего нацистам понадобилось создавать огромные по площади лагеря смерти?
3. Для чего проводилась селекция в лагере?
4. Каковы были условия жизни детей - узников в концлагерях?
5. Отличалась ли судьба детей-евреев от судьбы узников других национальностей?
5. Обобщение по теме.
1. Считаете ли вы, что Холокост является уникальным событием в человеческой истории, полной войн и убийств? Почему? Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?
2. Во многих странах мира изучается тема Холокоста. В чем необходимость изучения данной темы?
В заключение учитель приводит стихи В. Остена:
Дождь стучит за окном,
Дождь не даёт мне покоя.
Я не могу забыть…
Да разве забудешь такое?
Приложение 1.
Стихотворение “ Мама, мне страшно…” выражает сочувственно – эмоциональное отношение современного подростка к жертвам массового убийства и может рассматриваться как дополнительный материал при обсуждении темы Холокоста.
Мама, мне страшно…
“Мама, мне страшно!”
“Не бойся, малыш.
Это не долго –
Представь, что ты спишь.
Закрой свои глазки
и вспомни меня…
Потом все, как в сказке.
Вся вместе семья”.
“Мама, мне больно!
Зачем?! Почему?!”
“Хватит! Довольно!
Скажите ему!”
“Мама, спаси!
Не хочу умирать!”
“Спрячь! Унеси!
Мы устали страдать.
Вот уже смерть
повернулась лицом…”
“Мама, не плачь!
Я умру храбрецом!”
Корюкина Валерия, 16 лет,
Опубликование стихотворения сделано с разрешения автора.
Приложение 2.
“Добро и зло”
Давным-давно на свете появилось зло,
Жизнь только зарождалась.
И миром правило оно
От счастья и любви скрывалось.
Его задача – сеять страх,
Внушать отчаянье и дрожь,
От доброты оставить прах,
Чтоб правда превратилась в ложь.
Нигде защиты не найти,
Ни спрятаться, ни скрыться,
И некому людей спасти,
Тогда осталось лишь молиться.
Воздели дети к небу руки,
И со слезами на глазах
Молили уберечь от муки.
………………………….
Корюкина Валерия, 16 лет,
Опубликование стихотворения сделано с разрешения автора.
Приложение 3.
Борис Пастернак “Зимняя ночь” http://www.erudition.ru/referat/ref/id.54339
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Представленный видеоряд заканчивается фрагментом из стихотворения Б.Пастернака “Зимняя ночь”. Произведение было написано автором в 1946 году, после окончания войны. Основной рефрен стихотворения – “Свеча горела на столе, Свеча горела” – является, на наш взгляд, созвучным основной идее проекта, идее памяти.
Мир жесток, в нем легко пропасть и исчезнуть. Он с лёгкостью поглотит вещи, такие близкие и понятные, как “два башмачка”, “воск”, “слёзы”, “ночник”, “платье”…
“И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой”.
“Свеча горела” – утверждает победу жизни и надежды.