"Памяти жертвам Холокоста"

Загрузка ...

Сегодня в нашей школе прошло мероприятие "Памяти жертвам Холокоста"

“Увидеть, чтобы понять…”

памяти детей - жертв Холокоста посвящается

(гражданское и патриотическое направления в воспитании)

Обоснование.

В год 70 - летия Победы в Великой Отечественной войне мы не должны забывать о другой трагичной дате – 70- летии памяти жертв Холокоста. Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству.

Электронное сопровождение к классному часу “Увидеть, чтобы понять…” представлено в формате  видеоприложения “Дети Холокоста”, творческой работы учащейся 10  класса. Видеоприложение выполнено в программе Photo Story 3 for Windows.

Конспект занятия.

Цели:

  1. усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире;
  2. формирование навыков критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений.

Задачи:

- учебный аспект

  1. ознакомление школьников с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста;

- развивающий аспект

  1. формирование толерантного сознания;
  2. формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

- воспитательный аспект

  1. воспитание у учащихся понимания опасности ксенофобии, шовинизма, неонацизма, антисемитизма.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Введение в тему занятия. Вступительное слово учителя.

Каждый  человек  должен помнить  эти  даты:  22 июня  1941 года – 9 мая 1945 года. Каждый  человек  должен  знать  эти  цифры: 27 миллионов  человек, погибших  на  полях  сражений,  умерших  от  голода,  замученных  в  концлагерях;   1418 дней  длилась  Великая Отечественная  война,  отчёт  времени  тогда  вели  не  годами,  не  месяцами,  а,  именно,  днями.  Каждый  день  -  это  битва  за  свою  жизнь,  за  жизнь  родных  людей,  за  жизнь  родной  страны. Мы приближаемся к еще одной трагической дате в истории мирового человечества – 67 летию памяти жертв Холокоста, политической и военной системы фашистской  Германии, нацеленной на массовое уничтожение людей, как взрослых, так и детей.

В ходе занятия мы познакомимся с видеосвидетельствами зверств фашистов в концлагерях, сквозь стены которых и колючую проволоку слышатся стенания и плач детей, обреченных на гибель в крематориях и газовых камерах.  

                 2.  Работа в группах.

Мозговой штурм. Этимология понятия Холокост.

Холокост по-гречески означает «огненная жертва».

Холокост  - от англ. holocaust, др.-греч. λοκαύστος — «всесожжение» (Википедия)

Холокост (холокауст) (англ. holocaust, от греч. holokaustos - сожженный целиком), гибель значительной части еврейского населения Европы ( Большой энциклопедический словарь)

  1. Просмотр видеоряда “Дети Холокоста”.

Предварительный комментарий учителя.

Самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов были дети. Согласно нацистской идеологии, убийство детей из “нежелательных” или “опасных” групп, рассматривалось как часть “расовой борьбы”, а также как превентивная мера защиты. Немцы и их коллаборационисты уничтожали детей вследствие идеологических причин.

Таким образом, было убито 1.5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч цыган, немецких детей с физическими и умственными недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза. Еврейские и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет) имели шанс выжить в том случае, если они могли быть использованы как рабочая сила в принудительно-трудовых лагерях.

 Их судьба может быть разделена на следующие категории:

1) дети, убитые по прибытии в лагеря смерти;

 2) дети, уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах;

 3) дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их;

 4) дети, как правило, старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и как объекты для медицинских экспериментов.

После прибытия в лагерь уничтожения большую часть детей сразу посылали на смерть в газовые камеры. Нацисты не щадили детей и других национальностей. Примерами могут служить расправы над цыганскими детьми в концлагере Освенцим; от 5 000 до 7 000 детей – жертв программы “эвтаназии”; дети, погибшие в результате актов возмездия; расстрелянные вместе с родителями дети, жившие в сельских районах на оккупированной территории Советского Союза.

Руководство концлагерей использовало подростков, особенно еврейских, на принудительных работах, где из-за невыносимых условий они погибали.

В рамках кампании по “защите арийской крови” расовые эксперты СС отдавали приказы насильственно перевозить детей с оккупированных территорий Польши и Советского Союза в Германию для усыновления их расово подходящими немецкими семьями. Хотя это решение имело “расово-научную” базу, зачастую светлые волосы, голубые глаза или красивое лицо были достаточным основанием для “благоприятной возможности” “германизироваться”.

4. Обсуждение фильма.

Примерные вопросы:

1.Что побуждало нацистов непрерывно совершенствовать технологию массовых убийств заключенных, в том числе и детей?

2.Для чего нацистам понадобилось создавать огромные по площади лагеря смерти?

3. Для чего проводилась селекция в лагере?

4. Каковы были условия жизни детей - узников в концлагерях?

5. Отличалась ли судьба  детей-евреев от судьбы узников других национальностей?

                5. Обобщение по теме.

1. Считаете ли вы, что Холокост является уникальным событием в человеческой истории, полной войн и убийств? Почему? Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?

2. Во многих странах мира изучается тема Холокоста. В чем необходимость изучения данной темы?

В заключение учитель приводит стихи   В. Остена:

                           Дождь стучит за окном,

                              Дождь не даёт мне покоя.

                              Я не могу забыть…

                              Да разве забудешь такое?

Приложение 1.

Стихотворение “ Мама, мне страшно…” выражает сочувственно – эмоциональное отношение современного подростка к жертвам массового убийства и может рассматриваться как дополнительный материал при обсуждении темы Холокоста.

Мама, мне страшно…

“Мама, мне страшно!”

“Не бойся, малыш.

Это не долго –

Представь, что ты спишь.

Закрой свои глазки

и вспомни меня…

Потом все, как в сказке.

Вся вместе семья”.

“Мама, мне больно!

Зачем?! Почему?!”

“Хватит! Довольно!

Скажите ему!”

“Мама, спаси!

Не хочу умирать!”

“Спрячь! Унеси!

Мы устали страдать.

Вот уже смерть

повернулась лицом…”

“Мама, не плачь!

Я умру храбрецом!”

Корюкина Валерия, 16 лет,

Опубликование стихотворения сделано с разрешения автора.

Приложение 2.

“Добро и зло”

Давным-давно на свете появилось зло,

Жизнь только зарождалась.

И миром правило оно

От счастья и любви скрывалось.

Его задача – сеять страх,

Внушать отчаянье и дрожь,

От доброты оставить прах,

Чтоб правда превратилась в ложь.

Нигде защиты не найти,

Ни спрятаться, ни скрыться,

И некому людей спасти,

Тогда осталось лишь молиться.

Воздели дети к небу руки,

И со слезами на глазах

Молили уберечь от муки.

………………………….

Корюкина Валерия, 16 лет,

Опубликование стихотворения сделано с разрешения автора.

Приложение 3.

Борис Пастернак      “Зимняя ночь”  http://www.erudition.ru/referat/ref/id.54339

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Представленный видеоряд заканчивается фрагментом из стихотворения Б.Пастернака “Зимняя ночь”. Произведение было написано автором в 1946 году, после окончания войны. Основной рефрен стихотворения – “Свеча горела на столе, Свеча горела” – является, на наш взгляд, созвучным основной идее проекта, идее памяти.

Мир жесток, в нем легко пропасть и исчезнуть. Он с лёгкостью поглотит вещи, такие близкие и понятные, как “два  башмачка”, “воск”, “слёзы”, “ночник”, “платье”…

“И всё терялось в снежной мгле,

Седой и белой”.

“Свеча горела” – утверждает победу жизни и надежды.